Об одной риторической фигуре в одической поэзии М. В. Ломоносова


2019. № 5, 107-115

Евгений Михайлович Матвеев, Институт лингвистических исследований РАН,
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, Санкт-Петербург), ematveev@list.ru

Аннотация:

Статья посвящена анализу функционирования в поэзии Ломо-
носова фигуры полиптота — одного из приемов, восходящего к класси-
ческой риторической традиции. В узком смысле полиптот — это повтор
имени в разных падежах и предложно-падежных формах. Как узнавае-
мый элемент одического стиля Ломоносова полиптот пародировался
А. П. Сумароковым в его «Вздорных одах». В статье рассмотрены при-
меры использования полиптотов в одах Ломоносова — от оды «Первые
трофеи Иоанна III» (1741) до «Оды Елисавете Петровне на день тезоиме-
нитства» (1759). Фигура полиптота («наклонения») описана Ломоносо-
вым в его главном риторическом трактате — в «Кратком руководстве к
красноречию» (1748). Анализ его торжественных од демонстрирует не-
соответствие сформулированных и реализованных принципов поэтики:
полиптоты используются прежде всего не для контраста (как заявлено в
«Кратком руководстве»), а для создания гиперболического контекста —
при изображении войны, природных катастроф (наводнения, бури),
во стор женно-исступленного состояния одического поэта, народного
ликования. В статье прослеживаются особенности употребления поли-
птотов в послеломоносовской одической поэзии (на примере творче-
ства В. П. Петрова). Петров вслед за Ломоносовым преимущественно ис-
пользует эту риторическую фигуру в «героических» батальных сценах.