Летописная повесть «О бедах и скорбех...»: особенности включения прямой речи


2019. № 3, 96-104

Ольга Александровна Туфанова, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН (Россия, Москва), tufoa@mail.ru

Аннотация:

В статье исследуется специфика использования формы диалога и монолога в составе псковской летописной повести «О бедах и скорбех...». Данные речевые жанры появляются в тексте исключительно в ситуациях, связанных с борьбой за престол. Их особенность в эпизоде пленения Москвы состоит в том, что это не полноценные развернутые диалоги, а несколько реплик, идейно-тематически связанных друг с другом, но не создающих впечатления непрерывности речевого акта. Диалог между патриархом Гермогеном и людьми разных чинов носит условный характер: первые реплики не содержат приветствия, не вводят в ситуацию общения. У участников диалога общая когнитивная база, т. е. информация, которой они владеют, но диаметрально
противоположные целевые установки. Монологи польского короля, являющиеся ответом на обращение русских послов, пришедших просить на царство его сына, — это монологи обращенные, требующие от адресатов не ответных реплик, а конкретных действий. В целом монологи польского короля и диалог между патриархом Гермогеном и народом, отражая мысли, чувства, намерения персонажей, объясняют дальнейшее развитие событий и движение сюжета, расстановку сил накануне пленения города без боя, а также определяют линию поведения героев.