Город в былинной картине мира


2021. № 3, 114-128

Ирина Петровна Черноусова

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского (Россия, Липецк)

ira.chernousova2010@yandex.ru

Аннотация:

В статье анализируется город в былинной картине мира. Создание русского эпоса в период становления государственности, одним из основных признаков которой является развитие городов, предопределило городской колорит в былине. Несмотря на многообразие названий городов (астионимов), в былине представлен обобщенный идеализированный образ города, архитектура которого отличается большими размерами и разнообразным богатым декором. В соответствии с законами эпического мира историко-этнографическая действительность в былинной картине мира подверглась «перекодировке». Город в былине – прежде всего крепость, в пределах которой сосредоточена дипломатическая, культурно-административная и торговая жизнь. Составные части былинного города представляют собой типизированную последовательность пространственных объектов, поочередно посещаемых героем: «стена городовая», «широкий двор (на семи верстах)», «церкви божьи, соборные», жилые строения («гридницы светлые», «палаты белокаменные», «терема златоверхие»), помещение в них («сени косящатые, решетчатые» и др.), посад (торговая часть). Гиперболические характеристики, выполняющие при описании города функцию его идеализации, не являются преувеличением в прямом смысле слова, потому что они отражают постоянные свойства предметов былинного (особенного, ирреального) мира. Специфическим языковым средством репрезентации города в былинной картине мира выступают фольклорные формулы с постоянными эпитетами, являющиеся носителями и проводниками таких традиционных культурных смыслов, как прославление и воспевание красоты и величия русских городов, олицетворяющих Русскую землю.

Для цитирования:

Черноусова И. П. Город в былинной картине мира // Русская речь. 2021. № 3. С. 114–128. DOI: 10.31857/S013161170015463-8.