"«А с запада падает красный снег Сочными клочьями человечьего мяса...». Образ войны в раннем творчестве В. В. Маяковского "


2019. № 6, 92-102

Виктория Валерьевна Никульцева, Московский финансово-юридический университет
МФЮА (Россия, Москва), severjanin@list.ru
Владимир Николаевич Дядичев, Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
(Россия, Москва), dyaditchev@list.ru

Аннотация:

В статье содержится лингвостилистический анализ двух стихотворений В. В. Маяковского, представляющих собой поэтическую реакцию автора на начало Первой мировой войны, — «Война объявлена» и «Мама и убитый немцами вечер» (1914). Эти произведения роднит наличие кольцевой композиции, лексических и звуковых повторов, словесной игры, окказионализмов, а также сходные приемы персонификации, метафоризации, эпитетики, контраста, дефразеологизации и авторского обновления фразеологии. Представление об ужасах войны передается автором за счет включения в художественный текст слов, создающих семантические поля «Смерть», «Убийство», «Уродство», а также за счет актуализации звуковой и цветовой семантики. Так, для визуализации образа смерти применяются белый, черный, красный, желтый и синий цвета с превалированием оттенков красного (багровый, красный, горящий и др.), который также сопряжен с образами уродства, травмы, мучений калеки (разбить в кровь, изодранный, клочья человечьего мяса, израненный, обрубок, ломать пальцы, безногий, безрукий, убитый и мн. др.). Звуковые ассоциации создаются путем введения в речевую ткань текста лексем, семантика которых представляет весь спектр аудиальных сигналов: от беззвучного шепота умирающего до яростного крика жертвы (мямлить, молить, вплакаться, расплакаться, выбряцать, цокать, звонок, кричать, визжать, зверий крик, грохочущий голос, бас, громыхающий, надрываться и др.). На фоне этих семантических полей активизируются временные и пространственные образы (вечерний, вечер, новолуние; Россия — Запад), носящие символический характер.