Художественные смыслы музыкальной терминологической лексики в лирике И. Л. Сельвинского


2020. № 2, 105-114

Светлана Анатольевна Макарова, издательство «ЛЕКСРУС» (Россия, Москва),
svetlanamakarova658@gmail.com

 

Аннотация:

Лирика И. Л. Сельвинского охватывает огромный тематический диапазон и вместе с тем широкие пласты лексики, среди которых особое внимание привлекает музыкальная терминология. В лирических стихотворениях разных лет упоминаются не просто известные музыкальные жанры, формы, инструменты, но также узкопрофессиональные термины: пианиссимо, трель, минор, ноктюрн, соната, каданс, вальс, скрипичный ключ, гамма, improviso, октава, прелюд, кантилена, баритон, скерцо, пиццикато, флажолет, хорал, пассаж, триоль, шестнадцатые длительности, бемоль, три форте, до-диез минор. Музыкальная терминологическая лексика обогащает семантику поэтических аллюзий, метонимий, сравнений, метафор. По глубине осмысления музыковедческих терминов поэзия Сельвинского сопоставима с творчеством Б. Л. Пастернака, но их художественные методы различны. Поэтический мир Пастернака выстраивается на метафорических сопряжениях. Сельвинский дорожит прямыми значениями музыкальной терминологии, которые способны усилить ассоциативность подтекста, идейную антитетичность, смысловые доминанты стихотворных произведений. Терминологический аппарат музыковедения открывает Сельвинскому пути художественного освоения необычных тем и образов, а также новые нюансы поэтической полисемии и лирической экспрессии.