О бизнес-пунктуации: знаки препинания или преткновения?


2021. № 2, 44-53

Ольга Игоревна Северская, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
(Россия, Москва), oseverskaya@yandex.ru, ORCID ID 0000-0002-6277-9756
Лариса Васильевна Селезнева, Российский государственный социальный университет
(Россия, Москва), loramuz@yandex.ru, ORCID ID 0000-0002-8546-6496

Аннотация:

В статье рассматривается пунктуация в современной бизнес-коммуникации. Знаки препинания – необходимая графическая составляющая любого текста, которая используется в том случае, когда информация не может быть передана иным способом. Авторы сравнивают традиционную постановку знаков препинания и ту, которая используется в чатах, социальных сетях, в электронной переписке и т. п. С переходом деловой переписки в чаты и мессенджеры пунктуация перестает подчиняться литературной норме, развивается по законам Интернета. Авторы подробно анализируют функции восклицательного знака, который служит как для разграничения предложений, так и для выражения субъективного отношения к своему высказыванию. Рассматривая употребление восклицательного знака в переписке, авторы отмечают его частотность в сетевых текстах. Восклицание повышает значимость высказывания в глазах адресата, и восклицательный знак становится конативной (обращенной на адресата) составляющей бизнес-коммуникации. Особое внимание уделяется еще одному конативному знаку – трем точкам как точкам опущения/подвешивания. Использование знаков препинания в бизнес-коммуникации обусловлено переходом традиционно вербальных форм общения в письменную форму, следованием в деловом общении не языковой норме, а корпоративному субстандарту, технологиями цифрового письма и действиями пишущего.

Для цитирования:

Северская О. И., Селезнева Л. В. О бизнес-пунктуации: знаки препинания или преткновения? // Русская речь. 2021. № 2. С. 44–53. DOI: 10.31857/S013161170014708-7.