Идеал писца: надпись дьяка Остафия в Софии Константинопольской и русские книжные маргиналии XV в.


2021. № 5, 79-94

Юрий Александрович Артамонов, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, Институт российской истории РАН, Институт всеобщей истории РАН (Москва, Россия), Artamonov5@yandex.ru

Алексей Алексеевич Гиппиус, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Москва, Россия), agippius@mail.ru

Аннотация:

В статье впервые публикуется надпись XV в. из cобора св. Софии в Константинополе (Стамбуле), сделанная приехавшим из Руси дьяком Остафием. Анализ граффито в контексте древнерусской эпиграфики Св. Софии позволяет отнести его к числу автографов лиц, посетивших столицу Византии не с собственно паломническими целями, но по служебной надобности (в связи с этим затрагивается вопрос о соотношении слов дьякон и дьяк, из которых второе, исходно также обозначавшее дьякона, стало со временем названием светского чиновника-канцеляриста). С профессиональной деятельностью автора надписи связано составляющее ее основное содержание молитвенное прошение о крепости руки. Оно находит параллели в записях русских книжных писцов XV в., в совокупности составляющих идеальный портрет средневекового переписчика.

Для цитирования:

Для цитирования:Артамонов Ю. А., Гиппиус А. А. Идеал писца: надпись дьяка Остафия в Софии Константинопольской и русские книжные маргиналии XV в. // Русская речь. 2021. № 5. С. 79–94. DOI: 10.31857/S013161170017241-4.

Благодарности:

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Хожения и эпиграфика: паломнические надписи, географическая мобильность и благочестие между Византией и Русью (V–XV века)» (№ 21-59-14005 АНФ_а).