Слово и образ
Аннотация:
Статья посвящена судьбе одного слова — полётность. Рассматриваются его значения, особенности употребления и история его лексикографической фиксации. Слово полётность не отмечается в толковых словарях до 1980-х годов. Однако оно встречается в специальной музыкальной литературе при описании физических свойств голоса или звука, а также — техники танца. И наконец, это слово часто используют музыкальные критики в связи с творчеством А. Н. Скрябина в значении ‘вдохновенная устремленность’. Уже в одной из своих ранних работ Д. Н. Шмелев указывал на важную роль многозначности для создания новых наименований. Мы можем проследить, как указанные значения соотносятся со значениями слова полёт, ср.: ПОЛЁТ, -а; м. 1. Движение, перемещение по воздуху... 2. Спец. Спортивный, акробатический или бальный прыжок на большое расстояние. 3. Воздушный рейс с определенным заданием... 4. Устремление, порыв [Кузнецов (ред.) 2006]. Примечательно, чтословарнойфиксацииудостоилосьименноэтопереносное значение (ср.: ПОЛЁТНОСТЬ, -и, ж. Наличие полета (в 4 знач.), вдохновенная устремленность... [Там же]). Остальные так и остались в сфере профессиональной терминологии. Внимания заслуживает также путь, которым оно было образовано. Как правило, существительные на -ость образуются от соответствующих прилагательных (гениальный — гениальность). Однако очевидно, что здесь отвлеченное имя произведено непосредственно от основы существительного, без участия прилагательного, так как у слова полётный в словарях ни одного из указанных значений не фиксируется (ср.: полётный — относящийся к полету самолетов; предназначенный для полета (МАС)). Рассматриваются и другие подобные новообразования на -ость, которые несут в себе образную эмоциональность, экспрессию, что объясняется не только семантико-словообразовательными особенностями этих имен, но и их стилистической прикрепленностью и ассоциативно-эмоциональными связями.