«Жизнь упала, как зарница…» О. Мандельштама: опыт минималистской поэтики


2022. № 3, 117-127

Ирина Захаровна Сурат

Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (Россия, Москва)

i-surat@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается стихотворение О. Мандельштама «Жизнь упала, как зарница…» (1925) как нечастый в его зрелом творчестве опыт минималистской поэтики. Развитие лирического сюжета прослежено с опорой на лексико-грамматический анализ текста и его образной композиции. Семантически стихотворение делится на три части по три строфы, этому делению соответствует движение глагольных форм от настоящего (первая часть) к прошедшему (вторая часть) и будущему (третья часть). Показано, что зеркальная композиция закреплена лексическими повторами – ключевые слова первой части текста отражаются в финальных строфах. Через все стихотворение проходит ряд образов, связанных с центральной темой света, – зарница, луч, вспышка, сияние. Лирический сюжет состоит в движении от реальности через отвержение прошлого к сказочному идеальному будущему, это движение сопровождается приемами фольклоризации лирического нарратива. Синтаксические конструкции и поэтические формулы отсылают к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина и «Коньку-горбунку» П. П. Ершова. Образный ряд включает в себя устойчивые мандельштамовские образы-символы – «яблоко», «золото», «малина», их семантика проясняется с привлечением большого горизонтального контекста. Семантический анализ стихотворения дополнен биографическим комментарием.

Для цитирования:

Сурат И. З. «Жизнь упала, как зарница...» О. Мандельштама: опыт минималистской поэтики // Русская речь. 2022. № 3.
С. 117–127. DOI: 10.31857/S013161170020750-4.