Поэтический корпус и акцентуация «трудных» строк русской классической поэзии


2022. № 3, 92-105

Нияз Илдарович Киреев

независимый исследователь (Россия, Москва)

niyazkireyev@gmail.com

Аннотация:

Темой статьи являются ошибки при расстановке ударений в силлабо-тонической поэзии на русском языке. Явление неправомерной экстраполяции норм современного языка на старые тексты иллюстрируется союзом или, который в языке XVIII–XIX веков мог нести ударение на последнем слоге, что оставалось доселе незамеченным, несмотря на достаточную употребимость такой акцентовки в классической поэзии. Любой стих вида или… но как всё то исчислить (четырехстопный ямб Карамзина) можно интерпретировать как содержащий метрический перебой (т. е. первая стопа – хорей вместо ямба), но обращение к поэтическому подкорпусу Национального корпуса русского языка показывает, что количество таких контекстов слишком велико, чтобы списать их все на переакцентуации. Обратный случай, при котором произведению приписываются небывалые ударения, якобы соответствующие эпохе, представлен знаменитыми метрическими экспериментами стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!». Корпусные данные позволяют внести некоторую ясность: ударения, которые иногда постулируют для его «подгонки» под ровный ямб (заходя́т или даже за́ходят, разгоня́т), в русском языке невозможны и нигде больше не встречаются. Статья демонстрирует высокий потенциал корпусных технологий как для исследований истории русского стиха, так и для исследований истории русского ударения; обращается внимание на трудности, возникающие при интерпретации данных поэтического корпуса, и намечаются возможные пути их разрешения.

Для цитирования:

Киреев Н. И. Поэтический корпус и акцентуация «трудных» строк русской классической поэзии // Русская речь. 2022. № 3. С. 92–105. DOI: 10.31857/S013161170020748-1.

Благодарности:

Автор благодарит анонимного рецензента, а также Б. В. Орехова и В. А. Плунгяна, беседы с которыми позволили внести ясность в некоторые положения этой работы. Все возможные недочеты остаются на совести автора.