Дискурсивные маркеры-регуляторы устной речи (по)слушай, (по)смотри, (по)стой и особенности их употребления


2022. № 5, 47-63

Елена Андреевна Никишина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Россия, Москва), helene_nikichina@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается употребление форм императива второго лица единственного и множественного числа глаголов (по)слу шать, (по)смотреть, (по)стоять в качестве дискурсивных маркеров (ДМ). В роли ДМ они могут иметь самые разнообразные функции, регулирующие взаимодействие между участниками коммуникации: привлечение внимания собеседника, переключение темы разговора, захват очередности говорения, предварение вывода и т. п. В литературе инвентарь функций подобного рода единиц описан довольно подробно, но сравнительного описания особенностей употребления указанных императивов до сих пор нет — это и есть основная цель настоящей статьи. Самой распространенной для всех рассматриваемых ДМ является инициальная позиция в реплике. В этой позиции (по)слушай, (по)смотри, (по)стой выполняют прежде всего функцию захвата очередности говорения, которая совмещается с функцией привлечения внимания. При этом ДМ слушай и стой могут вводить любое высказывание, а смотри, как правило, предваряет объяснение или рассуждение. Самым автономным в плане перемещения внутри одного высказывания является ДМ (по)слушай, что связано с наиболее высокой степенью его десемантизации. В статье описываются и другие свойства рассматриваемых ДМ: их способность повторяться внутри реплики одного говорящего, корреляция их функций с просодическим оформлением (например, способность к растягиванию гласных), их способность нести эмоциональную нагрузку и т. д. Таким образом, данное исследование позволяет сделать шаг в направлении качественной дифференциации средств регуляции речевого взаимодействия.

Для цитирования:

Никишина Е. А. Дискурсивные маркеры-регуляторы
устной речи (по)слушай, (по)смотри, (по)стой и особенности их
употребления // Русская речь. 2022. № 5. С. 47–63.