Синтаксис пейзажа в цикле И. А. Бунина «Тень птицы»
Аннотация:
В статье рассматривается синтаксическая организация пейзажей в цикле «путевых поэм» И. А. Бунина «Тень птицы». Отмечено, что для создания пейзажных зарисовок писатель использует определенные синтаксические структуры: номинативные предложения с собственно-бытийной и предметно-бытийной семантикой, глагольные безличные предложения со значением ольфакторного восприятия мира, двучленные сложносочиненные предложения с соединительно-результативными отношениями между частями и некоторые другие. Синтез подобных синтаксических единиц обеспечивает смену объективного характера пейзажа на субъективный, статичного на динамичный, медитативного на одухотворенно-восторженный, создание антиномичного, контрастного пейзажа, соединение масштабности изображаемого, общих планов с акцентуацией конкретной детали. Установлено, что в анализируемом бунинском цикле разным сюжетно-композиционным типам пейзажей соответствуют разные синтаксические доминанты. Так, для пейзажей-завершений характерны ряды повествовательно-восклицательных предложений, для пейзажей-ретардаций – эллиптические предложения; пейзажи-экспозиции формируются преимущественно за счет простых предложений, осложненных однородными составными именными сказуемыми, и двучленных бессоюзных сложных предложений с перечислительными отношениями, а пейзажи-мотивировки – сложносочиненными предложениями с соединительно-перечислительными и соединительно-результативными смысловыми отношениями, бессоюзными многокомпонентными предложениями несгруппированной структуры и сложными синтаксическими конструкциями с бессоюзием и сочинением, бессоюзием и подчинением. В цикле «Тень птицы» пейзажные зарисовки выступают значимыми коммуникативно-эстетическими единицами текста, в которых выражается свойственная художественному сознанию И. А. Бунина чувственность и конкретность в восприятии мира, а также динамичность, красочность и любовь к чуждой экзотичности в изображении окружающей действительности.