Земля: лингвистическая и культурная семантика
Аннотация:
В современной лингвистике особое внимание уделяется семантическим областям, которые соотносятся с базовыми понятиями общечеловеческой значимости и во многом формируют представление человека о самом себе и окружающей его действительности. В говорах, где в настоящее время постепенно утрачиваются яркие диалектные черты, эти базовые понятия хорошо сохраняют территориальные особенности своего объема и содержания. В статье на основе анализа семантики и сочетаемости слова земля́ и его дериватов определены объем и содержание универсального понятия ЗЕМЛЯ, характерные для носителей традиционной народной культуры Русского Севера. Описаны обычаи, поверья и запреты, связанные с землей. Земля предстает в них как земля́-мать, ма́тушка, ма́терь, земля́ – свято́е, она́ нас ко́рмит, ее нужно те́шить, чи́стить, ей нужно кла́няться, в праздники ее нельзя тро́гать, трево́жить, нельзя каса́ться земли, в этот день земля – имени́нница. После уборки урожая земля́ недви́жима. Человеку надлежит жить свое́й земле́й, врасти́ корня́ми в зе́млю, прирасти́ к земле́, людей нужно сади́ть на зе́млю. Все нюансы смыслов покрываются представлением о материнском начале земли. Многие обычаи и верования, составляющие мифологему земли, носителями современных архангельских говоров почти забыты или уже утрачены. Однако язык сохранил воспоминания о них в виде прецедентных текстов, устойчивых словосочетаний, в которых заключена народная философия жизни и смерти.
Анализ материала обнаружил встроенность концепта ЗЕМЛЯ в основные семантические оппозиции, формирующие модель мира. Оппозиция «низ – верх» представлена противопоставлением земли небу, в оппозиции «природа – аграрная культура» земля предстаетпкак объект обработки и источник питания, в оппозиции «свой – чужой» земля – это место, где человек родился, своя, родная земля, в оппозиции «жизнь – смерть» земля связана с приходом человека на этот свет и с его неизбежным уходом.