О явлении «терминологического шума» в языке современных массмедиа
Аннотация:
В статье описываются некоторые особенности процесса терминологизации медиа XXI века.
Материалом исследования послужили около 1000 новых терминологических единиц, первая письменная фиксация которых в СМИ относится к 2000–2020 гг.
Анализ употреблений новой терминологической лексики в медиа XXI века показал, что процесс терминологизации русской речи сопровождается процессом «мнимой» терминологизации современных медиа, который возникает в результате распространения явления «терминологического шума». Это явление можно определить как фоновое, стилистическое наполнение медиапространства специальной лексикой без ее дальнейшего усвоения узусом, которое складывается как минимум из двух тенденций: (1) тенденции употребления в тексте ложной терминологической лексики и (2) тенденции спорадического появления терминов в СМИ и/или их кратковременной актуализации.
В первую очередь в процессе исследования новой специальной лексики, функционирующей в медиа, была выявлена группа слов, которые воспринимаются как принадлежащие специальному дискурсу, но функционируют исключительно в медиадискурсе — публицистические квази-термины (квази... ‘ложный, мнимыйʼ). Например, CAR-инженерия, дамплинг-ион, нейропоэт. А также терминологические газетизмы, например ДНК-детектив, CRISPR-эпопея, биткоин-лихорадка, биткоин-мания, ИИ-пузырь.
Второй особенностью стало обнаружение в медиа терминов, профессиональной лексики, возникающей в текстах СМИ эпизодически, в том числе с проявлением высокой частоты употребления в течение короткого периода. Таким образом, из изученной выборки предположительно только около 4–5 % случаев узуализируется и станет теми словами, которые «обновят» словарный состав литературного языка. Это такие термины, как графен, коронавирус, экзопланета. 95 % выборки — случаи терминологического шума: публицистические квазитермины, терминологические газетизмы, термины с мерцающей частотой. Ср.: AI-замок, bitcoin-инвестор, CAR-инженерия, CRISPR-каскады, digital-экономика, smart-бизнес, большой отскок, вселесная паутина, генеративное творчество, ГМ-дрожжи, ИИ-советник, когнитивное платье, криспы, роборыбак.