Разговорная речь как ресурс для коммерческих номинаций городских объектов
Аннотация:
Рассматриваются особенности формирования лингвистического ландшафта современного российского города за счет коллоквиализации коммерческих номинаций. Материал исследования — нейминг городских коммерческих объектов (эргоурбонимов), т. е. названия магазинов, гостиниц, предприятий сервиса и др. организаций. Выборка осуществлялась из справочной системы 2 ГИС и др. источников и составила более 300 единиц. Автор исходит из того, что экспансия разговорной речи в сферу городской номинации обусловлена рядом причин — когнитивных, коммуникативных и собственно лингвистических. Когнитивные предпосылки включения маркированных языковых единиц в сферу коммерческого нейминга объясняются задачами позиционирования объекта через коммерческое имя: нейм как элемент бренда всегда связан с моделированием представлений о товаре либо услуге в сознании потребителя. Коммуникативно-прагматические предпосылки связаны со свойственной разговорной речи установкой на неофициальное общение и с условиями ее осуществления в форме диалога. Диалог между производителем и потребителем в нейминге моделируется за счет заполнения нескольких типичных для ситуации покупки ролевых позиций (продавец, покупатель, его значимый спутник). Лингвистические предпосылки «разговорного нейминга» обусловлены задачами выбора актуального для целевой аудитории языкового кода. Представлены разнообразные примеры использования маркированных единиц разговорной речи разных языковых уровней. Сделан вывод об актуальности разговорной речи как источника генерации новых названий в современных практиках коммерческого нейминга, ориентированных на понятный потребителю языковой код и культуру повседневного общения.