О некоторых общих номинациях лиц детского возраста в истории русского и китайского литературных языков


2024. № 4, 63-78

Ван Вэньцзюань

Институт иностранных языков Университета электронных наук и технологий Китая (Китай, Чэнду)

amaliarussia@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена истории формирования номинаций детей в русском и китайском литературных языках. Различие временных рамок использованного в статье фактического материала обусловлено особенностями исторического развития русского и китайского языков, а также их письменной фиксации. При этом отмечается, что данный процесс обнаруживает серьезное типологическое сходство. Это проявляется в возможности образования большого числа номинаций от небольшого количества древних корней, в стабильности и сохранности корневого материала, а также в том, что семантика лексем в обоих языках может проходить через одни и те же стадии своего развития. В составе значения и тех, и других языков могут быть представлены такие семантические компоненты, как ‘раб’, ‘слуга, работник’. Между языками существуют также различия в развитии семантики. В русском языке семантическое развитие идет в направлении увеличения возраста, на который может распространяться данная номинация: ‘ребенок’ > ‘молодой человек’. В китайском же языке этот процесс может идти в обратную сторону – от наименования взрослого до наименования ребенка.

Для цитирования:

Ван Вэньцзюань. О некоторых общих номинациях лиц детского возраста в истории русского и китайского литературных языков // Русская речь. 2024. № 4. С. 63–78. DOI: 10.31857/S0131611724040069.