«За тополью высокою я вижу там окно...» (Особенности категории рода существительного тополь в русской поэзии)
Аннотация:
В данной статье рассматриваются причины, мотивирующие выбор родового варианта существительного «тополь» в поэтическом тексте. На примере поэтических контекстов иллюстрируется родовая неопределенность слова «тополь», свойственная многим существительным с нулевым окончанием и мягкой основой. В процессе анализа контекстов устанавливается, что обозначения деревьев в художественном тексте могут символически выражать тот или иной поэтический персонаж. Поэтический образ тополя характеризуется амбивалентностью, т.е. способностью ассоциировать и мужское, и женское начало. Установлено, что в мотивации соответствия «тополь — мужское начало» или «тополь — женское начало» грамматический род не имеет решающего значения, поскольку он не предопределяет пол символизируемого персонажа. В значительной степени указанное соответствие определяется с помощью целого ряда языковых средств, воплощающих поэтический образ: эпитеты, сравнения, метафоры, образный параллелизм, обозначения атрибутов и др. В статье выявляется, что поэтическому «тополю» традиционно свойственна символика женского начала. Данный факт объясняется прежде всего фольклорной традицией и мифологическим сознанием.