Удвоение местоимений в лирическом тексте: синтаксическая и лингвопоэтическая интерпретация
Аннотация:
Местоимения как средства именования важнейших компонентов лирической коммуникации — субъекта и адресата — нередко подвергаются различного рода синтаксическим выдвижениям, таким, как сегментация, обособление, присоединение, парцелляция, парантеза, использование в позиции обращения. Объектом анализа в статье являются случаи удвоения местоимений, создающие сегментацию поэтического высказывания, подобную конструкции «именительный представления», описанной А. М. Пешковским. Благодаря удвоению (дублированию, редупликации) местоимения происходит функционально-семантическая актуализация и интонационно-ритмическое подчеркивание местоименных лексем и связанных с ними образных «ролей», при сохранении свойственной лирическому дейксису множественной референции. Выделение местоимения в особую синтагму в сопровождении препозитивного союза, обычно по своим границам совпадающую со стихотворной стопой, позволяет сфокусировать особое внимание читателя на субъекте, адресате или ином объекте поэтической рефлексии и образной концептуализации. Подвергающиеся в процессе построения лирического высказывания различным видам синтаксической изоляции местоименные конструкции, обладающие богатой функциональной палитрой, выступают в качестве приема авторизации и диалогизации художественного дискурса, создают эффект «самоостранения» («самоочуждения») лирического я, второй смысловой план, подтекст, являются средством когезии, сегментации и ритмизации стихотворного текста, насыщают его интонациями живого, спонтанного речевого потока.
Для цитирования:
Благодарности:
№ 17-04-00168).