Инвектива как эстетика и ритуал отождествления


2020. № 3, 7-21

Сергей Германович Ватлецов, 

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Россия, Нижний Новгород)

vatletsov@mail.ru

Аннотация:

Автор выражает озабоченность высоким уровнем агрессии в современном обществе. В данной статье он исследует природу «вербальной агрессии» как идеологии отождествления. Анализ проводится с привлечением описательно-аналитического метода политического дискурса на материале современной публицистики. Автор утверждает, что инвектива функционирует как психологическая защита от эмоционального неудобства, вызванного неуспешным коммуникативным актом, с одной стороны. С другой стороны, оскорбления и выражение негативных оценок обладают признаками ритуала. В основе такого действа лежит символизм, за которым стоят идеи, мысли, поступки. Это не только импульсивная реакция психики человека, но и целенаправленная деятельность людей. Последнее позволяет инвективе развивать утилитарную функцию: оскорбление, мотивированное извлечением выгоды, в том числе в пользу третьих лиц. В зависимости от целей конфликта, которые преследуют его участники, автор выделяет инвективные «ритуал отчуждения» и «ритуал соучастия» («лояльности»). «Ритуалом отчуждения» говорящий формализует свое намерение назвать то, что ему духовно чуждо. «Ритуал соучастия» идентифицирует единение участников общения явное или мнимое. Оба типа ритуалов обладают особенностями, которые выражают идеологический климат в социуме в определенное время. Автор приходит к выводу, что ритуал отождествления на «своих» и «чужих» обладает риском его формального исполнения. Аккумулирование в социуме формализованных инвективных ритуалов приводит к повышенному уровню агрессии в нем, особенно в эпоху постмодерна и постправды, когда социальный дискурс формируется через эмоции, а индивидуальное толкование действительности навязывается как единственное. При этом люди, наделяя сквернословие магической силой, подсознательно как бы избавляются от моральной ответственности за последствия шального инвективного действа.

Для цитирования:

Ватлецов С. Г. Инвектива как эстетика и ритуал отождествления // Русская речь. 2020. № 3. С. 7–21. DOI: 10.31857/S013161170004194-2.