Нас часто спрашивают…
Аннотация:
В статье предлагаются развернутые ответы на вопросы, которые задаются в письмах, адресованных в Институт русского языка. Обсуждаются три темы: морфемная структура инфинитива и терминология, используемая для обозначения формообразующего аффикса; возможность и системно-морфологическая обусловленность коротких корней, трудность морфемного разбора слов с короткими корнями; соотношение разных способов деления слова, связь слогоделения и приемов обучения чтению. В статье продемонстрирован объяснительный подход к трудным вопросам обучения русскому языку в школе. Первый сюжет связан с аргументацией выбора термина «суффикс» для обозначения формообразующего аффикса в инфинитиве: объяснение основывается на представлении русской морфологический системы, на сравнении именного и глагольного формообразования. Второй сюжет базируется на противопоставлении имен и глаголов, морфемной структуры именных и глагольных словоформ. Такой подход позволяет представить основы внутреннего единства русской морфологической системы, показать связь отдельных языковых явлений с общими законами организации языковой системы. В третьем сюжете обсуждаются разные принципы слогоделения и связь слогоделения с морфемным членением словоформы. Показано, что при публикации книг для обучения чтению необходимо учитывать разные принципы слогоделения, а также морфемное членение слова.