Публицистический стиль в современной языковой ситуации
Аннотация:
В контексте указанной темы интерес представляет следующий круг вопросов: начало экспансии публицистического стиля; логика описания публицистического стиля, медиастиля и медиатекста в разных научных направлениях; причины перехода от традиционных терминов типа публицистический и газетно-публицистический стиль к новым номинациям с компонентом медиа; соотношение понятий публицистический стиль и медиаречь и их характеристика в системе координат функциональной стилистки.
Проведенное с таких позиций исследование позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Во-первых, представители функциональной стилистики и сторонники новых медиадисциплин по-разному видят объект и принципы его исследования. При этом именно функциональную стилистику отличает сосредоточенность не на медиа вообще, но на проблеме изучения их языкового устройства. Во-вторых, для представления стилистической ситуации советского периода (эпоха литературоцентризма) целесообразно сохранить термин публицистический стиль, для характеристики постсоветского (эпоха медиацентризма) логично использовать понятие медиаречь. В-третьих, опираясь на два типа параметров – языковые и внелингвистические, функциональная стилистика установила, что публицистический стиль и его преемник – медиаречь (имеется в виду узкое толкование) есть жанровый и речевой континуум, слагаемые которого – строгие и нестрогие жанры – не тождественны по языковому оформлению. Поэтому говорить об особенностях медиаречи без учета ее внутреннего членения вряд ли правомерно. В-четвертых, отличия публицистического стиля и медиаречи объясняются переформатированием медиапространства в пользу группы нестрогих жанров, в языковом строе которых наряду с общелитературными средствами активны экспрессивно-выразительные элементы разной природы (разговорные и внелитературные), а книжно-письменные представлены незначительно.