Язык запхов в романе И. С Шмелева «Пути небесные


2019. № 3, 105-116

Ярослава Олеговна Гудзова, Международный университет в Москве (Россия, Москва), disava@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена анализу языка запахов в художественном мире романа И. С. Шмелева «Пути небесные». Исследование показывает, что внимание писателя к ольфакторным, т. е. обонятельным, образам связано как с биографическими, так и с творческими обстоятельствами. Утонченная восприимчивость к явлениям внешнего мира и мастерство бытописания Шмелева обусловили особую роль языка запахов в движении внутреннего сюжета, характеристике и эволюции героев. Обонятельные образы романа актуализируют ассоциативнопамятный аспект произведения, служат для номинации семантически неопределенных настроений и состояний персонажей. Исследователь приходит к выводу, что преобладание позитивно маркированных ароматов отражает авторскую концепцию мира и человека. Верность писателя традиции отражается в четкой вертикали ольфакторного пространства: святость — грех. Представление о добре и зле в мире запахов находит соответствие в противопоставлении благоухания и зловония. Концептуальную роль в произведении играет связь обоняния с процессом дыхания. Предмет пристального внимания в романе «Пути небесные» — разнообразные флоральные и гастрономические ароматы, обнаруживающие тесную связь обонятельного восприятия и внутренней жизни человека,
когда обонятельный код оказывается более значимым, чем вербальное событие. Для произведения Шмелева характерен ольфакторный эклектизм и явление синестезии. Язык запахов позволяет соединить духовный и материальный срезы действительности