О слове лад в русском языке: связывая бочарное ремесло, звук и искусство


2025. № 5, 55-70

Вера Сергеевна Круговец

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Россия, Нижний Новгород)

volesna@gmail.com

Аннотация:

Одно из центральных понятий русской музыкальной теории, слово лад уникально и загадочно как по своему происхождению, так и по своему вхождению в музыкальную терминологию в XIX–XX веках. В русской теории музыки, где превалируют слова иностранного происхождения, слово лад примечательно не только славянским корнем и тем, что включило в свой «круг» другие музыкальные термины славянского происхождения (например, устой и неустой), но и тем, что стало одним из центральных понятий музыки в России, а его появление как термина в определенной степени стало переломным моментом в осмыслении российской музыки. В статье рассматривается семантика этого слова в диахронии и делается предположение о «ключевом» или «переходном» значении, которое могло бы пролить свет на эволюцию и переход этого слова в музыкальную сферу. Таким значением является ‘клепка (бочки)’ или ‘щель между клепками’. Оно как бы заключает в себе «ремесло», «связность», «звук», «гармонию», «эстетику», что очертит траектории эволюции значений у самого слова лад и производных от него слов. Семантические параллели русского слова лад с греческим ἁρμονία также позволяют подчеркнуть некоторые линии развития музыкального значения у слова лад. 

Для цитирования:

Круговец В. С. О слове лад в русском языке: связывая бочарное ремесло, звук и искусство // Русская речь. 2025. № 5. С. 55–70. DOI: 10.31857/S0131611725050055