Кто в доме хозяин? — или о том, чья очередь говорить
Аннотация:
Правильное построение диалога оказывается важной задачей даже в процессе неформального общения. Коммуникативная цель может быть реализована только в определенных условиях. Наш собеседник должен правильно понять воспринятое высказывание, задача же говорящего — правильно реализовать ту модель поведения, в том числе речевого, которая актуальна в каждый данный момент общения. Так, разные социальные роли приводят нас к разной организации диалога: уместная в роли матери поучительная интонация с частым использованием императивов (помой руки, принеси учебник) оказывается неприемлемой в общении с коллегами на работе или с друзьями, неуверенность в выборе речевых средств при общении с начальником или командиром сменяется активностью и ведущей ролью в диалоге с друзьями. Как же понять, кто в доме хозяин? Кто в данном диалоге ведущий, а кому выпала роль «подчиненного»? Какие средства в том и другом случае будут помогать выстроить общение наилучшим образом, без угрозы «социальному лицу» другого участника диалога? На все эти вопросы помогает ответить изучение спонтанной разговорной речи, построенное на анализе передачи очереди в диалоге, что отражает социальный статус участников коммуникации.