О смысловых связях между элементами конструкций с присоединительными развернутыми сравнениями
Аннотация:
В статье автор концентрирует внимание на присоединительных распространенных (развернутых) сравнениях и на примере произведений русской поэзии 1-й пол. XIX в. раскрывает характер смысловых связей между такими элементами сравнительных конструкций, как предмет и образ. На основе текстов Пушкина, Лермонтова, Тютчева автор показывает различные варианты соотнесений человека и предметного мира, человека и природы, а также приводит пример соотнесения различных исторических эпох. В статье отмечается, что при помощи указанного приема в произведения вводится проблематика философская («Евгений Онегин», «Осень» и «Египетские ночи» Пушкина, «Графине Ростопчиной» Лермонтова, «Поток сгустился и тускнеет...» и «Фонтан» Тютчева), социально-историческая («Умирающий гладиатор» и «Поэт» Лермонтова), психологическая («Возрождение» Пушкина, «Нищий» Лермонтова, «Когда в кругу убийственных забот...» Тютчева) и нравственно-психологическая («Дума» Лермонтова). Причем конкретная жизненная ситуация (она обычно фиксируется в первой части произведения) вызывает в сознании автора (лирического героя) ассоциацию, связанную с другой сферой жизни (бытия), но содержащую в себе тот же смысл. Тем самым подчеркивается внутреннее родство того, что на первый взгляд ничего общего не имеет. Перед нами средство речевой выразительности, раскрывающее сложность жизни, ее многообразие, подводящее читателя к обобщениям, а они неизбежны, если перед нами соотнесенные друг с другом два явления.